Что значит относительный характер приспособленности

Содержание
  1. Относительный характер приспособлений
  2. Примеры относительных приспособлений
  3. в чем проявляется относительный характер приспособленности
  4. Статья «ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  5. Онлайн-конференция
  6. «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
  7. Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
  8. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  9. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  10. Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
  11. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  12. Общая информация
  13. Похожие материалы
  14. Конспект урока 5 класс «Строение и жизнедеятельность Бактерий»
  15. Статья «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  16. Статья «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВВАНИЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  17. Статья «ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  18. Статья «ИЗМЕНЧИВОСТЬ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  19. Статья «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕНИЯ ДАРВИНА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  20. Рабочая программа по биологии (6-8 классы) к учебнику под редакцией И.Н. Пономаревой
  21. Презентация «Многообразие комнатных растений кабинета»
  22. Вам будут интересны эти курсы:
  23. Оставьте свой комментарий
  24. Подарочные сертификаты

Относительный характер приспособлений

Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный характер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение.

Примеры относительных приспособлений

Уссурийский тигр имеет покровительственную окраску, хорошо скрывающую его в зарослях летом, но зимой, после, того, как выпадает снег окраска демаскирует хищника. С наступлением осени заяц-беляк линяет, но если выпадение снега задерживается, то побелевший заяц на темном фоне обнаженных полей становится хорошо заметным.

Читайте также:  Трек свели что значит

Признаки организма даже в тех условиях, в которых они сохранились отбором, никогда не достигают абсолютного совершенства. Так, яйцо аскариды хорошо защищено от воздействия ядов, но быстро погибает от недостатка влаги и от высокой температуры.

Ядовитые железы — надежная защита многих животных, но яд каракурта, смертельный для верблюдов и крупного рогатого скота, безопасен для овец и свиней. Гадюка не представляет опасности для ежа.

Стебли молочая не поедаются травоядными млекопитающими, но остаются беззащитными против гусениц молочайного бражника и т.д. Отбор всегда имеет широкое поле деятельности для дальнейшего совершенствования приспособлений.

Если условия изменяются, то приспособления, ранее бывшие целесообразными, перестают быть таковыми. Тогда появляются новые приспособления, а формы, которые прежде были «целесообразными», вымирают.

Источник

в чем проявляется относительный характер приспособленности

Признаки организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: рыбы дышат с помощью жабр, через них из воды в кровь поступает кислород. На суше рыба не может дышать, так как кислород из воздуха не поступает в жабры. Зеленая окраска насекомых спасает их от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены. Приспособленность организмов к среде, выработанная в процессе длительного исторического развития под действием естественных причин, не абсолютна, а относительна, так как условия среды обитания часто изменяются быстрее, чем формируются приспособления. Соответствуя конкретной среде обитания, приспособления теряют свое значение при ее изменении.

Доказательством относительного характера приспособленности могут быть следующие факты: защитные приспособления от одних врагов оказываются не эффективными от других (например, ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты, ежи, свиньи); проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным (ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но также летят и на огонь, хотя и гибнут при этом); полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде (перепонки между пальцами у горных гусей, которые никогда не опускаются на воду); возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания. Некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко распространялись в совершенно новых для них районах земного шара, куда были случайно или намеренно завезены человеком. Таким образом, относительный характер приспособленности противоречит утверждению об абсолютной целесообразности в живой природе.

Признаки организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: рыбы дышат с помощью жабр, через них из воды в кровь поступает кислород. На суше рыба не может дышать, так как кислород из воздуха не поступает в жабры. Зеленая окраска насекомых спасает их от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены. Приспособленность организмов к среде, выработанная в процессе длительного исторического развития под действием естественных причин, не абсолютна, а относительна, так как условия среды обитания часто изменяются быстрее, чем формируются приспособления. Соответствуя конкретной среде обитания, приспособления теряют свое значение при ее изменении.

Доказательством относительного характера приспособленности могут быть следующие факты: защитные приспособления от одних врагов оказываются не эффективными от других (например, ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты, ежи, свиньи); проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным (ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но также летят и на огонь, хотя и гибнут при этом); полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде (перепонки между пальцами у горных гусей, которые никогда не опускаются на воду); возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания. Некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко распространялись в совершенно новых для них районах земного шара, куда были случайно или намеренно завезены человеком. Таким образом, относительный характер приспособленности противоречит утверждению об абсолютной целесообразности в живой природе.

Источник

Статья «ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья «ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

И ЕЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Объяснение приспособленности до Дарвина. До Дарвина ученые

не могли объяснить явления приспособленности организмов к условиям

их существования. Философы-идеалисты видели в ней отражение

якобы заложенной в самой природе гармонии. Служители

религиозных культов и религиозно настроенные ученые издавна

обращались к примерам приспособленности организмов как наилучшим

доказательствам наличия в природе творца. Попытки Ламарка

объяснить явления приспособленности либо прямым влиянием

условий среды, либо стремлением, будто бы присущим самим живым

организмам, были явно неудачны. Каждое исследование приносило

новые факты, раскрывающие совершенство органического

мира. Но вопрос о причинах его до Дарвина оставался открытым.

Примеры приспособленности животных. Организмы обладают

многими полезными в их жизни особенностями формы, строения тела

и органов, жизненных функций и поведения. (Покажите это иа

примере приспособленности рыбы (окуня, щуки) к жизни в воде,

птицы (голубя) — к полету в воздухе.)

В животном мире широко распространена так называемая п о к

р о в и т е л ь с т в е н н а я окраска. Нередко во всей фауне

области преобладает одна окраска. Такова фауна Крайнего Севера:

белый медведь, полярный заяц, белая куропатка; пустынь, где в окраске

животных преимущественны желтые тона: верблюд, газель,

тушканчик, различные пресмыкающиеся.

Наряду с покровительственной окраской нередки случаи п р е д

о с т е р е г а ющей окраски животных. Всем известную божью

коровку птицы никогда не склевывают из-за той ядовитой капельки,

которую она выделяет в минуту опасности из сочленений ног. Предостерегающая

яркая окраска чаще всего сопровождает различные

другие средства защиты: волоски, шипы, едкие или остропахнущие

жидкости, твердые хитиновые покровы.

Защитой от врага нередко служит сходство с каким-либо несъедобным

предметом или с другими защищенными животными или ра-

стениями. Явления такого рода называют мимик р ией. Напри

мер, очень трудно заметить насекомых палочников, если они сидят

на ветках неподвижно; тело их по форме и окраске напоминает

длинный и тонкий сучок. Известны безобидные шмелевидные и осо-

видные мухи, которых сберегает сходство с жалящими насекомыми

( табл . I l l , IV, V).

В повадках, инстинктах и поведении животных также наблюдается

приспособление их к условиям жизни. Так, перепела в случае

опасности быстро опускаются на поле и замирают в неподвижной

позе. Покровительственная окраска и такое поведение спасают их

от нападения врагов.

Примеры приспособлений у растений. Из курса ботаники вы знаете

о способах распространения плодов и семян. Они соответствуют

условиям жизни растений. Высокие деревья, кроны которых свободно

обдувает ветер, как правило, имеют летучие плоды и семена. Под-

лесор и кустарник, где обитают птицы, характерны яркими, со

съедобной мякотью плодами. У многих трав цепкие плоды и семена,

которыми они прицепляются к шерсти млекопитающих. Таким

образом растения расселяются.

Множество весьма разнообразных и тонких приспособлений у

большинства растений исключает возможность самоопыления. Вот

некоторые из таких приспособлений. Многие растения являются

двудомными: на одних особях образуются пестичные цветки, на

других — тычиночные (тополя, ивы, конопля). У однодомных растений

мужские и женские цветки находятся на одних и тех же ветках,

но созревают не одновременно, что делает самоопыление затрудненным

(огурцы). Растения с обоеполыми цветками защищены

от самоопыления разновременным созреванием тычинок и рылец или

особенностями в их строении и взаимном расположении. Например,

у примулы в одних цветках пестик значительно короче тычинок,

рыльце гладкое, пыльца крупная, трубка венчика короткая. Наоборот,

в других цветках пестик возвышается над тычинками, рыльце

шероховатое, пыльца мелкая, трубочка венчика длинная.

Многообразие приспособлений. Дарвин на многих фактах показал,

что в одной и той же среде обитания организмы обладают различными

приспособлениями. Например, птица оляпка не имеет

плавательных перепон’ок, хотя она добывает себе пнщу под водой,

ныряя, пользуясь крыльями и цепляясь ногами за камни. Еще пример:

крот и слепыш принадлежат к роющим животным, но первый

роет конечностями, а второй проделывает подземные ходы головой

и сильными резцами. Тюлень плавает при помощи ластов, а дельфин

пользуется хвостовым плавником. Таким образом, приспособление

к одной и той же среде у разных групп организмов могло идти различными

С другой стороны, естественным отбором может быть закреплено

какое-либо изменение, хотя и бесполезное в жизни организма, но

связанное с другим — важным. Бесполезный в данных условиях

признак может передаваться и по наследству. Так, Дарвин указывает,

что фрегат-птица, горный гусь не ведут водный образ жизни( но у

них сохранились типичные плавательные иерепонки, как у водных

Возникновение приспособлений у организмов. Учение Дарвина

дает исчерпывающий материалистический ответ на вопрос: как

возникли различные приспособления? \

Рассмотрим возникновение зеленого цвета тела гусениц, питающихся

зелеными листьями. Предки их могли быть окрашены в какой-

либо другой цвет и не питаться листьями. Предположим, что

в силу каких-то обстоятельств они вынуждены были перейти на

питание зелеными листьями. Легко представить себе, что птицы

склевали множество этих насекомых, хорошо заметных на зеленом

фоне. В числе различных наследственных изменений, которые

всегда наблюдаются в потомстве, могли быть изменения в окраске

тела гусениц, делавшие их менее заметными на зеленых листьях.

Именно эта часть гусениц могла избежать гибели, сохраниться и

дать потомство^ В последующих поколениях процесс истребления

всех гусениц, не обладающих полезными в новых условиях изменениями,

продолжался. Подобным образом объясняется происхождение

различных приспособлений у животных и растений к жизни

в определенных условиях среды.

Относительность приспособлений у организмов. Учение Дарвина

о естественном отборе не только объяснило, как могла возникнуть

приспособленность в органическом мире, но и доказало, что она

всегда имеет о т н о с и т е л ь ный характер. Это значит, что

любое приспособление помогает организмам выжить только в тех

условиях, в которых оно выработалось под действием естественного

отбора. Организмам присуща приспособленность к жнзни в о п р е де

ле н н ой среде: рыба, лишенная родной среды, погибает, так

как жаберный способ дыхания не пригоден в воздухе.

У з к а я с п е ц и а л и з а ц и я органа может стать причиной

гибели организма. Например, прекрасный летун — стриж не может

взлететь с ровной поверхности, а только оттолкнувшись от какого-

а о края, трамплина: у него длинные крылья, но очень короткие

Самая лучшая защита организмов далеко не во всех случаях

надежна. Овцы поедают без всякого вреда для себя среднеазиатского

паука каракурта, ядовитый укус которого смертелен для многих

животных. На первый взгляд тело черепахи между ее спинным и

брюшным щитами находится как в крепости. Но тигр и другие хищники,

перевернув черепаху на спину, запускают когти в маленькие

промежутки между щитами и вырывают кусочки тела. Крупные

хищные птицы поднимают черепаху ввысь и затем бросают, причем

Наблюдения за проявлением инстинктов у животных убедительно

показывают их относительный характер. Ночные бабочки летят на

огонь, хотя и гибнут при этом в массе. Их влечет к огню инстинкт:

они собирают нектар по преимуществу со светлых цветков, хорошо

Насекомые опыляют цветки, но мелкие жучки нередко прокалывают

венчики, высасывают нектар, не производя опыления. Если

даже опыление и произошло, то цветки засыхают раньше, чем

Приспособления растений, препятствующие поеданию животными,

относительны. Если скот голоден, то он поедает и защищенные

растения. И взаимная польза организмов, связанных отношениями

симбиоза, относительна. В ряде случаев грибные нити лишайника

разрушают сожительствующие с ними водоросли. Вечнозеленое древесное

растение — самшит (на Кавказе) развивается подо мхом, сберегающим

влагу, i io нередко самшит потом чахнет под мощным

Причина приспособленности организмов заключается в том, что

организмы, не соответствующие данным условиям или соответствующие

им в меньшей степени по сравнению с другими, погибают и не

оставляют потомства. При краткости нашей жизни мы видим в

природе только результаты действия этого исторического закона,

т. е. только приспособленные формы. Природа*. не чудеса творила,

прямо выливая существа в изумительно совершенные формы, —

говорит К. А. Тимирязев, — а только тщательно стирала следы

своих ошибок. В несметном числе попыток, в беспощадном истреблении

всех неудач и заключается причина этого совершенства».

Дарвин полностью опроверг идеалистические представления об

абсолютной, целесообразности в живой природе. (Вспомните, в чем

сущность этих представлений.)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 938 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 327 человек из 68 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока 5 класс «Строение и жизнедеятельность Бактерий»

Статья «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВВАНИЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «ИЗМЕНЧИВОСТЬ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕНИЯ ДАРВИНА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Рабочая программа по биологии (6-8 классы) к учебнику под редакцией И.Н. Пономаревой

Презентация «Многообразие комнатных растений кабинета»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5387049 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью