Что значит правовая основа деятельности

Что значит правовая основа деятельности

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Источник

Правовые основы — это. Определение, понятие и структура

У каждой сферы общественных правоотношений есть своя правовая база. Ни одно деяние, совершаемое сегодня человеком, обществом или государством, не обходится без юридического регулирования. Что представляют собой правовые основы деятельности? Как выстроена базовая юридическая система в Российской Федерации? Ответы на эти вопросы будут представлены в нашей статье.

Читайте также:  Дефлятор что это значит

Роль права

Правом называют юридически закрепленные правила поведения. Право есть в любом государстве мира. При этом государством называют особый политический институт, целью которого является контролирующая, организующая и направляющая деятельность в отношении общества.

Государственно-правовые основы играют важную роль в жизни общества. Специалисты в области права выделяют здесь следующие направления деятельности:

  • регулирование экономики;
  • предотвращение и устранение опасных социальных конфликтов;
  • защита действующего государственного строя;
  • поддержание в обществе порядка и стабильности;
  • государственная оборона;
  • защита интересов страны на межгосударственном поле и т. д.

Правовые основы — это юридически закрепленные правила поведения. Выражаются они в виде законов и подзаконных актов. О роли законов будет рассказано далее.

Норма права

Правовая норма формируется, устанавливается и охраняется государством. Она предоставляет участникам правоотношений нормативные обязанности и субъективные полномочия. Из этого можно сделать вывод, что нормой права называется общеобязательное правило поведения.

Все нормы права выстроены на основе морали. Они носят конкретно-определяющий характер. Совокупности норм по тому или иному вопросу представлены в нормативно-правовых актах.

Вопрос о том, что именно может называться нормативным актом, зависит от типа правовой системы, действующей в том или ином государстве. Например, в романо-германской системе правовые источники делятся на публичные и частные. К публичным относятся законы, подзаконные акты, доктрины и иногда обычаи. Российское право функционирует по романскому варианту. Есть также англо-саксонская система, где особую роль играет судебный прецедент. Некоторые ученые выделяют и третью правовую отрасль — мусульманскую. Здесь правовая основа — это Коран.

Правовые основы РФ

Российская Федерация является правовым государством. Что это значит? Какие признаки характерны для нашей страны? В основном государственном законе, Конституции, закрепляется следующее:

  • всеобщее равенство людей перед судом и законом;
  • обеспечение свобод и прав человека и гражданина;
  • реализация принципа разделения властей;
  • разрешение конфликтов через независимый и справедливый суд.

В правовом государстве власть ограничивает саму себя. Достигается подобный эффект путем реализации принципа разделения властей. В России, согласно закону, развито гражданское общество. Именно оно следит за качеством полномочий, реализуемых государством. В экономической сфере Россия признает свободу рыночных отношений.

Таким образом, большинство принципов, установленных в российской Конституции, указывает на нашу страну как на правовое государство. Каждый из представленных принципов будет чуть подробнее рассмотрен далее.

Конституция

Для начала следует разобраться с тем, что же представляет собой основной государственный закон — Конституция. Это правовая основа государства, которая содержит в себе множество различных норм и принципов.

Конституцию изучает отдельная правовая дисциплина — конституционное право. Эта научная отрасль изучает организацию государственной власти, основные формы ее существования, взаимоотношения между обществом и человеком.

Конституция обладает высшей юридической силой в стране. Ни один принимаемый нормативный акт не может противоречить ее положениям. В основном законе страны прописаны права, свободы и обязанности человека и общества.

Человек, личность, гражданин

Нормативно-правовые основы регулируют жизнь людей. Каждый человек является членом общества, но не каждое лицо в обществе может быть гражданином. Чем отличается человек от гражданина, а гражданин — от личности? Как соотносятся в праве эти три категории? Следует чуть подробнее изучить субъекты права.

Человек — понятие не правовое, а, скорее, биологическое. Каждый человек с рождения обладает личными правами: на жизнь, здоровье, свободу, развитие и т. д. Если человек обладает гражданством какой-либо страны, то он становится гражданином. Однако подобным статусом он обладает только у себя на родине. Здесь же следует выделить один важный принцип: не каждый человек является гражданином, но каждый гражданин — это человек.

Понятие личности не часто используется в праве, поскольку относится, скорее, к социологии. Однако основы правового регулирования затрагивают и личностей. Во многом это связано с понятиями правоспособности и дееспособности. Чем больше у человека прав, тем выше у него шансы стать полноценной личностью.

Органы власти

Принцип разделения властей — это правовая основа Российского государства. В России власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь обладает значительной долей зависимости друг от друга. Законодательные органы принимают нормативные акты, исполнительная власть следит за их исполнением, а судебные инстанции наказывают за несоблюдение законов. Это целостная и гармоничная система, свидетельствующая о правовой направленности государства.

Какое место в системе органов власти занимает глава государства? Президент находится над всеми органами. Он контролирует их деятельность, а также наделяет полномочиями некоторых должностных лиц.

Местное самоуправление

Важное место в структуре организационно-правовых основ занимает система местного самоуправления (МС). Это организация самостоятельной деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление следит за муниципальной собственностью, охраняет права и свободы жителей отдельной территории, а также ведет диалог с государственной властью.

Основным юридическим источником системы местного самоуправления является Федеральный закон «Об общих принципах МС в России». На основе этого закона выстраиваются акты локального значения на тех или иных территориях.

Отрасли права

Система российского права состоит из норм, институтов и отраслей. Как мы уже выяснили, нормой права именуется правило поведения. Каждая норма объединяется в институт — составляющий элемент юридической отрасли. Сама отрасль регулирует отношения в той или иной общественной области.

Основными правовыми отраслями в Российской Федерации считаются:

  • конституционная;
  • гражданская;
  • уголовная;
  • трудовая;
  • административная;
  • семейная;
  • гражданская и уголовная процессуальная;
  • налоговая и т. д.

Для каждой сферы характерны определенные права и обязанности. Реализуются они за счет понятий правоспособности и дееспособности. Способность осуществлять свои права характерна для всех граждан. Однако есть группа прав, реализация которых возможна только с наступлением совершеннолетия. Здесь речь идет о категории дееспособности. Наконец, существует деликтоспособность — возможность нести ответственности за свои поступки.

Право влияет на человека при помощи юридических фактов. Сами факты делятся на события — не зависящие от воли человека, и действия — зависящие от человека факты.

Источник

Правовая основа деятельности

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое «Правовая основа деятельности» в других словарях:

Правовая культура — является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ( теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь — В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего… … Википедия

Комитет государственной безопасности СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Комитет государственной безопасности. Запрос «КГБ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Проверить нейтральность. На странице обсуждения должн … Википедия

Атеистическое движение в России — В Википедии … Википедия

Лингвистическая экспертиза — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (России). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Лингвистическая экспертиза одна из разновидностей … Википедия

Правительство Чувашской Республики — Кабинет Министров Чувашской Республики высший орган исполнительной власти Чувашской Республики. Является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики. Обладает правами юридического… … Википедия

Антимонопольный комитет Украины — Антимонопольный комитет Украины государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. Содержание 1 Задача … Википедия

ОМБУДСМАН — (швед. Ombudsman представитель интересов) специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах также частными лицами и объединениями. Экскурс … Энциклопедия юриста

Кабинет Министров Чувашской Республики — (чуваш. Чăваш Республикин Министрсен кабинечĕ) высший орган исполнительной власти Чувашской Республики. Является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики. Обладает правами… … Википедия

Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия

Источник

Правовая основа деятельности

Правовая основа деятельности

Правовая основа Бесплатной юридической помощи в РФ

В период с 01.01.2006 г. – 2011 г. на территории 10 субъектов РФ (Республика Карелия; Чеченская Республика; Волгоградская область; Иркутская область; Магаданская область; Московская область; Самарская область; Свердловская область; Томская область; Ульяновская область) проходил эксперимент по созданию системы бесплатной юридической помощи в РФ. В данных субъектах РФ были созданы государственный юридические бюро (организационно-правовая форма – федеральные государственные учреждения).

Правовую основу эксперимента на тот период времени составило Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 (ред. от 13.11.2006) «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».

Данным нормативно-правовым актом было утверждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также предельная штатная численность работников.

Эксперимент после его окончания признан успешным. Принято решение о распространении данного опыта и технологии оказания бесплатной юридической помощи на всей территории РФ.

Следствием этого стало принятие в ноябре 2011 года Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление Бесплатной юридической помощи в Пермском крае»:

Источник

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Оцените статью