Что значит шипящий звук

Консультация «Характеристика шипящих звуков и их артикуляция»

Семёнова Людмила
Консультация «Характеристика шипящих звуков и их артикуляция»

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук ш согласный, глухой, твёрдый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звукаш в норме органы речи принимают следующее положение:

— губы несколько выдвинуты вперёд;

— кончик языка поднят к нёбу (к альвеолам, но не касается его, образуя щель;

— боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твёрдому нёбу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними. Воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, тёплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесённой ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведёт к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребёнка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Артикуляция звуков ч и щ отличается от артикуляции звука ш дополнительным объёмом средней части языка к нёбу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, ч,щ основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъём средней части языка, получим щ; добавив подъём средней части языка и смычку перед щелью, получи ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают такими же, что у ш.

Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей» Введение Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении,.

Консультация для воспитателей «Характеристика речевого развития детей от 2 до 7 лет» Речевое развитие детей 2-3 лет Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков «Веселое сновидение» Данная артикуляционная гимнастика проводится под музыкальное сопровождение и может быть использована как во время индивидуальной и подгрупповой.

Автоматизация шипящих звуков. Скороговорки Методическое пособие к занятию с логопедом. СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ. Разработчик : Елистратова О. В. Цель: автоматизация.

Консультация для воспитателей «Характеристика подвижных игр» Характеристика подвижных игр 1. Особенности подвижных игр 2. Педагогические основы организации и проведения подвижных игр 1. Подвижные.

Консультация «Характеристика различных видов игр дошкольников» В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени.

Консультация «Характеристика старшего дошкольного возраста» Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной.

Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3–4 лет» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140» Консультация для родителей: «Характеристика речи детей.

Консультация для воспитателей «Характеристика игр детей раннего возраста» Адаптационные Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.

Источник

Шипящие согласные звуки и буквы

Согласные звуки, при произношении которых слышится шум и шипение, называются шипящими. Такие звуки дают 4 согласных буквы:

Их невозможно произнести с плотно прижатыми друг к другу губами. Кончик языка при этом поднимается к небу, а по центру появляется пространство. Через него и проходит воздух, образующий шипящий звук.

Главные признаки согласных звуков — это образование пар:

  • По мягкости / по твердости;
  • По звонкости / по глухости .

Среди шипящих выделяется:

  • Пара по звонкости и глухости — это [ж] — [ш] (жена — шина). Остальные же шипящие звуки [ч’] и [щ’] — непарные глухие.
  • Пар по мягкости и твёрдости у шипящих нет:
    • [ж] всегда твердый (даже при наличии мягкого знака после него);
    • [ш] всегда твердый (даже при наличии мягкого знака после него)
    • [ч’] всегда мягкий;
    • [щ’] всегда мягкий.

Мягкий знак после шипящих согласных букв не смягчает их, а выполняет грамматическую роль. ( В слове «глушь» указывает на женский род. В «сжечь» — на инфинитив; в «читаешь» — на второе лицо, единственное число; в «сплошь» — на то, что это наречие).

Мягкий знак используется в письме после шипящих согласных:

  • на конце существительных женского рода, в именительном падеже и единственном числе: дочь, ночь, мышь, тишь.
  • на конце глаголов (даже возвратных): беречь, стеречь, жжечь, беречься).
  • на конце наречей (после «ж» и «ш»): назвничь, сплошь.

Не пишется на конце:

  • существительных в единственном числе, в именительном падеже мужского рода: камыш, гараж, плащ, луч.
  • существительных женского или среднего рода во множественном числе, в родительном падеже (много рощ).
  • прилагательных в краткой форме: горяч, свеж, летуч.
  • наречий, которые необходимо запомнить: уж, невтерпеж, замуж.

Существуют сложности в правописании гласных после шипящих:

Буква «ё» пишется:

    • находясь в корне любой части речи (шёрстка, дешёво, шёл, жёсткий, изжёванный);
    • в любой части глагола и в словах, образованных от глагола (жжёт, печёт — в окончании; затушёвывать, размежёвывать — в суффиксах; тушёнка, дирижёр — в суффиксах существительных, образованных от глагола); разрешённый, вооружён — в суффиксах причастий; Печёный, копчёный — в суффиксе «ён» прилагательных, образованных от глаголов).

Исключения: существительные — ож(о)г, подж(о)г, изж(о)га.

Буква «о» пишется:

    • в окончаниях существительных (плечом, чертежом, плащом, лучом);
    • в окончании «он» существительных во множественном числе и родительном падеже (княжон);
    • в суффиксах существительных «ок», «онок», «онк» (речонка, бережок, крючок, старушонка);
    • в суффиксах прилагательных «ов», «он» (ежовый, камышовый, смешон);
    • в суффиксе наречиями «о» (горячо, свежо, хорошо). Исключение: «ещё»;
    • в словарных словах: крыж(о)вник, ж(о)м, обж(о)ра, трущ(о)ба, трещ(о)тка, ч(о)порный, ш(о)в, ч(о)катится, ш(о)рох;
    • в словах, взятых из диалекта: ж(о)х, веч(о)р, ч(о)х.
    • в словах с иноязычным происхождением: маж(о)р, крюш(о)н (исключение — ж(е)ст, планш(е)т).
  • «О [о]» и «ё [о]» без ударения:

Буква «ё» пишется:

Буква «о» пишется:

    • в словах с иноязычным происхождением: жокей, шоколад.
  • «У», «а», «о»:
    • после твердых шипящих (шагать, жаргон);
    • в устоявшихся правилах: «ча» — «ща»; «чу», — «щу» (чашка, чаща, чуткий, щука, чарка, чародей);
  • «И», «е», «ё»:
    • после мягких шипящих (щит, чистый);
    • в устоявшемся правиле: «жи» — «ши».
  • «Ю»:
    • в словах с иноязычным происхождением: ж(ю)ри, параш(ю)т.

Важно запомнить, что имена, фамилии, аббревиатуры могут быть написаны с допущением любой гласной после шипящей согласной.

Источник

Шипящие согласные звуки в русском языке

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Классификация звуков в русском языке

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков, которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.

Если говорить о соотношении шума и голоса при образовании согласных, то классификация выглядит таким образом:

  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

Далее предлагается работа с учебником следующего характера:

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Источник

Читайте также:  Хочется кашлять при глубоком вдохе что это значит коронавирус
Оцените статью