Что значит стихотворная речь

Понятия стихотворной речи. Стопа, размер.

Стихотворная речь – это особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций.

Особенности стихотворной речи.

1. Особая эмоциональная выразительность. Стихотворная речь -эффектная по своей сути. Стихи создаются в состоянии душевного волнения и передают душевное волнение.

2. Вторая важная особенность стихотворной речи — ритмичность. Ритм — равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в жизни природы и человека.

Ритмичный строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение. Что же повторяется в стихе? Прежде всего, повторяются строки. Основной ритмической единицей стиха является с трока — стих в собственном смысле слова. Однако повторяются определенные речевые единицы и внутри строк.

Повторяются созвучия в конце строк — рифмы, повторяются группы строк строфы. Стих — явление полиритмическое: ритм охватывает внешнюю и внутреннюю ткань стиха. Ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В.Маяковский).

3.Особая интонация. Стих читается в соответствии с ритмом, в определенной музыкальной тональности.

4. Ритмические паузы. В отличие от логических пауз в коште предложения или периода, выражающих законченную мысль, ритмические паузы в стихе определяются ритмом. Постоянные ритмические паузы всегда в конце строк, независимо от того, совпадают ли строки с предложением или нет. В длинных строках всегда есть ритмическая пауза в середине строки — цезура.

5.Наличие рифм — созвучий в конце стихов. Рифмы имеют ритмико-интонационное и смысловое значение.

6.Строфическое построение. Строфа— группа стихов, объединенных по интонационно-смысловому принципу и по способу сочетания рифм. Строфа всегда выражает законченную мысль или рисует целостную картину.

7. Насыщенность тропами и фигурами. Это объясняется тем, что
стихотворная речь — аффектная. Именно в состоянии волнения человек
прибегает к различного рода уподоблениям и эмоциональным
высказываниям.

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры.

Хорей —двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ямб —двусложный размер с ударением на втором слоге.

Дактиль —трёхсложный размер с ударением на первом слоге.

Амфибрахий —трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.

Анапест —трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге, а первый и второй слоги – безударные.

Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определенным размером: белый ямб, белый анапест и т. д.

Свободный стихстих, лишенный рифмы и метра и сохранивший только один признак, отличающий стихи от прозы, заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением.

Дольник (от русск. доля, часть) — один из видов тонического стихосложения: трёхсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Благодаря этому ударение звучит резче, обособленнее и стихотворная строка, как бы распадается не на трёхсложные стопы, как в силлабо-тоническом стихеопределённого размера, а на ритмические доли с неодинаковым количеством слогов.

Есть разновидность стиха, в устройстве которого наиважнейшим фактором является заданное количество составляющих его слогов. На этом принципе основана силлабическая поэзия: силлаб— это и есть «слог» (из греческого), и силлабические стихи соответственно называются 8-,11-,13- сложниками. Иной тип стиха —тонический (в русской традиции под «тоном», или «тонусом»). Здесь главное то, сколько в стихе ударных слогов, и такие стихи именуются 3-,4-ударниками. Далее, силлабо-тоника, где предусмотрен тот или иной порядок в чередовании ударных и неударных слогов — с некоторыми допустимыми отклонениями от этого порядка.

Источник

Стихотворная речь

Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью.
Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов.
Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения:
И пе/чаль/на, и тем/на вет/ха/я на/ша ла/чуж/ка.
Как видим, нет строгого порядка в расположении ударений, нет четкого чередования ударных и безударных

Двусложные размеры стиха

Прочтите еще раз пушкинские стихотворение, слегка выделив (скандируя) ударные слоги:
Бу ря/мгло ю/не бо/кро ет, Ви хри/сне жны/е кру/тя.
Определите слоги без ударения и обозначьте их значком U. Прислушайтесь к этим строкам. Схема расположения ударных и безударных слогов такова:
UU/UU/UU/UU UU/UU/UU/U
Итак, в стихотворении А. Пушкина “Зимний вечер” повторяется сочетание двух слогов: ударный-безударный. Стихотворный размер, в котором повторяются сочетания из двух слогов, называют двусложным.

Двусложный размер стиха, в котором ударение обязательно падает на второй слог, называется ямб: UU.
Следовательно, стихотворение А. Пушкина “Зимнее утро” написано ямбом. Важную роль в звучании стихотворной речи имеет рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. На это мы уже обращали внимание раньше.

Силлабо-тоническое стихосложение определениеСиллабо-тоническое стихосложение – система стихосложе­ния, основанная на ритмическом чередовании сильных (удар­ных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся соче­тание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называет­ся двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходит­ся два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […].

УдарениеУдарение – выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное – ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […].

СтихосложениеРИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ – одна стихотворная строка. СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […].

Силлабо-тоническая система стихосложенияСиллабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа – это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок […].

Системы стихосложенияСистемы стихосложения Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода: 1)ХVІІ-XVIII века – распространение тонического стиха; 2)XVIII-XIX века – господство силлаботоники; 3)XX век – […].

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стихСтихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер – схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей – стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог – ударный, второй – безударный. В небе тают облака, И, лучистая […].

Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определениеСуществует несколько систем стихосложения: силлаби­ческая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произволь­ном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в рус­ском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […].

Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест?АКМЕИЗМ – течение в русском декадентстве конца XIX – начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали вни­мание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскры­вали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные со­стояния […].

Выполнение задания В 12Одно из сложных заданий, несмотря на то что размеры стиха изучаются в среднем звене и повторяются в старших классах. Напомним вам основные размеры стихосложения. После теоретического материала будет интересная подсказка. . Размеры стиха Хорей – двусложный размер стиха с ударением на первом слоге схема стопы хорея: ! – . , а в строке стихе. в […].

Определение “Силлабическая”; система стихосложенияСиллабическая (слоговая) система основана на равном коли­честве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в язы­ке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний – в польском, первый – в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаков­ского. Поскольку ударение в русском языке […].

СлогСлог – гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […].

Что такое Стихосложение в литературе?К средствам поэтической выразительности принадлежит также ритмичность языка, которая предоставляет изложению художественного материала особой мелодичности, возвышенности, временами – торжественности. Ритм – в широком понимании: упорядоченная повторяемость каких-то предметов, элементов или действий. В аллее сада ритмически чередуются деревья и промежутки между ними, в доме – окна и простенки, в орнаменте или узоре – отдельные элементы их […].

Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков)В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […].

Силлабическая система стихосложенияСиллабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […].

Основы русского стихосложенияОбщее свойство поэтической речи – наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения. В основе любой системы стихосложения лежит метр – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном […].

Двусложные размерыОсобенности поэтической речи и стихосложения Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов – одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: “Мчатся тучи, вьются тучи…” – Пушкин. Или “Выхожу один я на дорогу…” – Лермонтов. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. […].

Анализ стихотворения Анчар (Пушкин Александр Сергеевич Стихи)1)А. С. Пушкин / стихотворение. 2)1828 г. 3)Тема: о трагических последствиях отсутствия свободы. Главная мысль : автор сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Настроение: мрачное, трагическое. 4) а) эпитеты: “в пустыне чахлой и скупой” , “песок горючий” ; Б) олицетворения: “природа породила” , “вихорь набежит” ; В) […].

Метры, стопы и размерыРазмер стихотворный – способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., “ямб”), стихотворный размер (напр., “4-стопный ямб”) и разновидность стихотворного размера (напр., “4-стопный ямб […].

Капризное ударениеКапризное ударение Ударение – это один из наиболее сложных аспектов русского языка. Можно понять затруднения, возникающие при столкновении с русским ударением у французов, чере­дующих в своей речи ударные и безударные слоги, и испан­цев, в языке которых ударение, за редкими исключениями, падает на предпоследний слог. Им, конечно, нелегко понять, почему, например, в существительном ветер ударение всег­да […].

Фонетический разбор. ОбразецФонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова и написания слова. Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. В транскрипции проставить знаки слогораздела, […].

Рифма и ее разновидностиРифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( Клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений […].

Ритмика произведений маяковского“Рассказ”, “разговор” – характерные для Маяковского жан­ры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточ­но передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: “планов… громадье”, “размаха шаги саженъи, “темно […].

“Сохрани мою речь навсегда” анализ стихотворения МандельштамаИстория создания Стихотворение “Сохрани мою речь навсегда” было написано Мандельштамом в 1931 г. При жизни поэта не печаталось. Стихотворение было напечатано через 30 лет в Нью-Йорке, и только через 35, в 1966, в СССР. Стихотворение представляет собой обращение. Вызывает споры вопрос, к кому обращено стихотворение. Ахматова считала, что к ней. Надежда Мандельштам, которая как раз […].

Виды стихотворных размеров с примерамиПодготовка к ЕГЭ: Виды стихотворных размеров с примерами Стихотворный размер – это кратчайший отрезок определенного стихотворного метра, который сконцентрирован в группе слогов с относительно устойчивым ударением (ритмическим акцентом). Стихотворный размер выступает в качестве единицы измерения и определения стихотворного ритма. В зависимости от количества слогов стихотворные размеры классифицируют на односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные. Итак, теперь […].

Безударные падежные окончания имен прилагательныхОсобенности безударных окончаний прилагательных В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа – в ударной позиции в прилагательных пишется гласная – о – , в безударной – – ы – . Как проверить безударное падежное […].

Стихотворная литература 30-50-х годов XVIII векаВоспитанные на народной сказке, на литературе типа повестей о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне, “гасториях” петровского времени, они ждали от книги не поучений, не рассуждений о высоких государственных материях, а занимательности; ответом на их запросы стала литературная деятельность таких писателей-прозаиков, как Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков, В. А. Левшин, М. И. Попов, Н. Г. Курганов […].

Что такое “Размер стиха”РАЗМЕР СТИХА – протяженность стихотворной строки, измеряемая единицами, специфическими для той или иной системы стихосложения (принципа строения стиха). В русском стихе основных систем три: силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая, различаемые соответственно роли в них слогов и ударений. Силлабический стих, возникший в России под влиянием польского, функционировал с XVII в. до середины XVIII. Он основан на равенстве […].

Разные принципы создания ритма. Системы стихосложенияРазные принципы создания ритма. Системы стихосложения Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие […].

Конспект урока на тему “Что такое изографы?”Конспект урока на тему “Что такое изографы?” В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные […].

Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, разноместное)Простые предложения – это предложения с одной грамматической основой. Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: и подлежащего, и сказуемого, причем оба главных члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. По […].

Учебник стихосложенияПримеры стихотворных размеров Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге): трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать. четырехстопный ямб: Я к Вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать? пятистопный ямб: Я Вам пишу письмо, чего же боле, Хотя мне, право, нечего сказать… шестистопный ямб: Я Вам опять […].

Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.)Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […].

Анализ стихотворения А. Блока “Сны”. О каких сказках идет речь в стихеА. А. Блок – один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение “Сны” было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока. В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто […].

Строфа понятиеДавайте на примере двух стихотворений Лермонтова “Два великана” и “Бородино” разберемся что же такое Строфа. Мы заметили, что они состоят из небольших частей. Сосчитайте количество строк в какой-либо части стихотворения “Бородино”. В любой части окажется 7 строк. Не так ли? А в стихотворении “Два великана” меньше – 4 строки (4 стиха). Произнесите стихи, выделяя окончания: […].

“Памятник” анализ стихотворения ДержавинаСтихотворение “Памятник” Гавриила Державин написал в 1795 году. В это время 52-х летний автор исполнял обязанности президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Добросовестный Гавриила Романович много времени отдавал новой должности, но и литературное творчество он не забывал. “Памятник” был создан в период новых творческих исканий поэта. Вслед за поэтами Горацием и Михайлой Ломоносовым Державин решил создать свой […].

Анализ стихотворения Во всем мне хочется дойти до самой сути (Пастернак Б. Л.)Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О […].

Безударные окончания имен существительныхПравописание безударных окончаний существительных Правописание безударных окончаний имен существительных в русском языке зависит от их типа склонения и падежа, в котором употребляется существительное. Большинство ошибок возникает при написании в окончании безударных гласных – е и – и. Безударные падежные окончания имен существительных изучаются в 4 классе. Как определить безударное окончание существительного? Для определения безударного окончания […].

“С поляны коршун поднялся…” анализ стихотворения ТютчеваФедор Иванович Тютчев написал стихотворение “С поляны коршун поднялся” в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, […].

Выступление на защите диплома, инструкция, речь-биографияКаждая мысль, пришедшая в голову исследователю, должна быть записана. Это и есть письменная речь. И она во многом отлична от разговорной речи, так как на устную речь накладывается множество других факторов. Поэтому дипломная работа как научное исследование на бумаге отличается от выступления на защите диплома. Во-первых, доклад на защите должен содержать главную мысль дипломной работы. […].

Определение. Что такое Фонетический разборФонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляци­онных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить уда­рение. 2. В […].

Источник

Читайте также:  Что значит because по английски
Оцените статью