Рождественский пост что это значит

О Рождественском посте

Об исто­рии уста­нов­ле­ния поста и его зна­че­нии

Уста­нов­ле­ние Рож­де­ствен­ского поста, как и других мно­го­днев­ных постов, отно­сится к древним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства. Уже в V–VI веках его упо­ми­нают многие цер­ков­ные запад­ные писа­тели. Ядром, из кото­рого вырос Рож­де­ствен­ский пост, был пост кануна празд­ника Бого­яв­ле­ния, отме­чав­ше­гося в Церкви, по край­ней мере, с III века и в IV веке раз­де­лив­ше­гося на празд­ники Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня.

Пер­во­на­чально Рож­де­ствен­ский пост длился у одних хри­стиан семь дней, у других — больше. Как писал про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии И. Д. Манс­ве­тов, «намек на эту неоди­на­ко­вую про­дол­жи­тель­ность содер­жится и в самих древ­них Типи­ках, где пост Рож­де­ствен­ский раз­де­ля­ется на два пери­ода: до 6 декабря — более снис­хо­ди­тель­ный в отно­ше­нии воз­дер­жа­ния… и другой — от 6 декабря до самого празд­ника» (Указ. соч. С. 71).

Рож­де­ствен­ский пост начи­на­ется 15 ноября (в XX–XXI веках — 28 ноября по новому стилю) и про­дол­жа­ется до 25 декабря (в XX–XXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому име­ну­ется в Типи­коне, как и Вели­кий пост, Четы­ре­де­сят­ни­цей. Так как заго­ве­нье на пост при­хо­дится в день памяти св. апо­стола Филиппа (14 ноября ста­рого стиля), то этот пост иногда назы­вают Филип­по­вым.

По словам блж. Симеона Солун­ского, «пост Рож­де­ствен­ской Четы­ре­де­сят­ницы изоб­ра­жает пост Моисея, кото­рый, постив­шись сорок дней и сорок ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и при­ем­лем живое Слово от Девы, начер­тан­ное не на камнях, но вопло­тив­ше­еся и родив­ше­еся, и при­об­ща­емся Его Боже­ствен­ной плоти».

Читайте также:  Реконкиста что это значит

Рож­де­ствен­ский пост уста­нов­лен для того, что мы ко дню Рож­де­ства Хри­стова очи­стили себя пока­я­нием, молит­вою и постом, чтобы с чистым серд­цем, душой и телом могли бла­го­го­вейно встре­тить явив­ше­гося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обыч­ных даров и жертв, при­не­сти Ему наше чистое сердце и жела­ние сле­до­вать Его учению.

Как питаться в Рож­де­ствен­ский пост

Устав Церкви учит, от чего сле­дует воз­дер­жи­ваться во время постов: «Все бла­го­че­стиво постя­щи­еся строго должны соблю­дать уставы о каче­стве пищи, то есть воз­дер­жи­ваться в посте от неко­то­рых брашен (то есть еды, пищи — Ред.), не как от сквер­ных (да не будет сего), а как от не при­лич­ных посту и запре­щен­ных Цер­ко­вью. Брашна, от кото­рых должно воз­дер­жи­ваться в посты, суть: мясо, сыр, коро­вье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по раз­ли­чию святых постов».

Пра­вила воз­дер­жа­ния, пред­пи­сан­ные Цер­ко­вью в Рож­де­ствен­ский пост, столь же строги, как и в Апо­столь­ский (Петров) пост. Кроме того, в поне­дель­ник, среду и пят­ницу Рож­де­ствен­ского поста уста­вом запре­ща­ются рыба, вино и елей, и доз­во­ля­ется при­ни­мать пищу без масла (сухо­яде­ние) только после вечерни. В осталь­ные же дни — втор­ник, чет­верг, суб­бота и вос­кре­се­нье — раз­ре­шено при­ни­мать пищу с рас­ти­тель­ным маслом.

Рыба во время Рож­де­ствен­ского поста раз­ре­ша­ется в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни и вели­кие празд­ники, напри­мер, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в хра­мо­вые празд­ники и во дни вели­ких святых, если эти дни при­хо­дятся на втор­ник или чет­верг. Если же празд­ники при­хо­дятся на среду или пят­ницу, то раз­ре­ше­ние поста поло­жено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (ста­рого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост уси­ли­ва­ется, и в эти дни даже в суб­боту и вос­кре­се­нье рыба не бла­го­слов­ля­ется.

Постясь телесно, в то же время необ­хо­димо нам поститься и духовно. «Постя­щеся, братие, телесне, постимся и духовне, раз­ре­шим всяк союз неправды», — запо­ве­дует Святая Цер­ковь.

Пост телес­ный без поста духов­ного ничего не при­но­сит для спа­се­ния души, даже наобо­рот, может быть и духовно вред­ным, если чело­век, воз­дер­жи­ва­ясь от пищи, про­ни­ка­ется созна­нием соб­ствен­ного пре­вос­ход­ства от того, что он постится. Истин­ный пост связан с молит­вой, пока­я­нием, с воз­дер­жа­нием от стра­стей и поро­ков, иско­ре­не­нием злых дел, про­ще­нием обид, с воз­дер­жа­нием от супру­же­ской жизни, с исклю­че­нием уве­се­ли­тель­ных и зре­лищ­ных меро­при­я­тий, про­смотра теле­ви­зора. Пост не цель, а сред­ство — сред­ство сми­рить свою плоть и очи­ститься от грехов. Без молитвы и пока­я­ния пост ста­но­вится всего лишь диетой.

Сущ­ность поста выра­жена в цер­ков­ном пес­но­пе­нии: «Постясь от брашен, душа моя, а от стра­стей не очи­ща­ясь, напрасно раду­ешься неяде­нию, ибо если нет в тебе стрем­ле­ния к исправ­ле­нию, то воз­не­на­ви­дена будешь от Бога, как лживая, и упо­до­бишься злым демо­нам, нико­гда не ядущим». Иными сло­вами, глав­ное в посте — не каче­ство пищи, а борьба со стра­стями.

по мате­ри­а­лам книг: 1. Манс­ве­тов И.Д. «О постах Пра­во­слав­ной восточ­ной Церкви». М.: Типо­гра­фия М. Г. Вол­ча­ни­нова, 1886 (книга в элек­трон­ном виде доступна здесь). 2. «Как про­ве­сти Рож­де­ствен­ский пост, Рож­де­ство и святки». М.: Сре­тен­ский мона­стырь, 1997.

Источник

Рождественский пост: что нужно знать

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Даты: 28 ноября — 6 января

Название: Рождественский (Филиппов) пост

Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его название.

Смысл поста:

Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.

Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу.

В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя (о чем говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к Своему служению в мире.

В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами.

«Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

История поста:

По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.

В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.

О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице.

Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: четкого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю. — Прим. ред.)».

Особенности поста:

Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря, то разрешается рыба.

После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.

Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).

3 факта, связанных с Рождественским постом:

1.

Филипп, как и большинство апостолов, был родом из Галилеи — северной провинции Палестины. Именно он, согласно Евангелию от Иоанна, привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин 1:46); он участвовал в раздаче пяти тысячам человек хлебов, умножившихся по слову Господа (Ин 6:5–13); он привел к Нему эллинов, желавших видеть Христа (Ин 12:21–22); во время Тайной Вечери он желал увидеть Отца и получил от Господа Иисуса знаменательный ответ: Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:8–9).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал в Галилее, а затем в Греции среди местных евреев. Об этом прослышал иудейский первосвященник и прибыл в Грецию, чтобы пресечь деятельность Филиппа, но тот прилюдно обличил первосвященника в подкупе стражников, которые охраняли Гроб Господень, и в повелении им лгать, будто тело Христово похитили и скрыли Его ученики.

Странствовал апостол и по другим землям, всюду проповедуя Евангелие и много страдая: Филиппа и его сестру Мариамну, с которой он путешествовал, побивали камнями, сажали в тюрьму, изгоняли из селений.

Скончался апостол Филипп в городе Иераполе Фригийском, где перед этим умертвил огромную змею, которой местные жители выстроили храм как божеству. Он был распят на кресте вместе с апостолом Варфоломеем, который, в отличие от Филиппа, остался жив и дошел с проповедью о Христе до Армении.

2.

Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите (встречайте. — Прим. ред.); Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися», — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге.

Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры.

3.

Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… — и так далее.

Источник

Оцените статью