С фортом говорит что значит

Форт — это что значит?

Форт – это что такое? Как правило, данное слово ассоциируется с военным укреплением. Однако не все отличают его от крепости, тем не менее такое отличие существует, так как, по сути, форт является частью оборонительных сооружений, входящих в состав крепости или отстоящих от нее на некотором расстоянии. Подробнее о том, что это – форт, будет рассказано в статье.

Словарное толкование

Сначала посмотрим, что сказано об интересующем нас термине в толковом словаре. А также приведем примеры его употребления.

Перед «фортом» в словаре стоит пометка «военный термин». Он обозначает либо небольшую крепость, либо укрепление, которое входит в систему крепостных сооружений и относится к долговременному типу.

Пример 1: «В письмах историка С. Д. Шереметева к правоведу К. П. Победоносцеву, написанных в 1877 году, есть строки о том, что в одном из сражений с турками было взято сразу четыре форта, однако они так отчаянно сопротивлялись, что один редут отвоевали обратно, а главные укрепления удержали в своих руках».

Пример 2: «В книге Вацлава Михальского «Храм Согласия», вышедшей в 2008 году, рассказывается о тунисском прямоугольном форте Джебель-Кебир, высеченном в скалах и имеющем такие особенности, как неприступные казематы с маленькими окошками и литыми решетками, глубокий ров, стены, выложенные диким камнем, огромный внутренний двор».

Для лучшего понимания того, что это – форт, рассмотрим синонимы и происхождение изучаемого слова.

Читайте также:  Battery protection convenience functions temporarily unavailable что это значит

Синонимы

Среди них находятся такие, как:

  • сооружение;
  • укрепление;
  • крепость;
  • равелин;
  • редут;
  • бастион;
  • шанец;
  • цитадель;
  • крепостца;
  • фортеция;
  • фортификация;
  • люнет;
  • эскарп;
  • контрэскарп.

Этимология

Согласно мнению ученых-этимологов, своими корнями слово «форт» уходит в латинский язык. Там существует прилагательное fortis, обозначающее «сильный, твердый, крепкий». От него в таких европейских языках, как немецкий, английский и французский, образовалось существительное fort, означающее крепость, твердыню. Некоторые исследователи считают, в русский язык оно пришло из немецкого, другие же полагают, что произошло заимствование из французского.

Общее понятие

В 17-18 веках фортами первоначально называли отдельные укрепления, состоявшие лишь из воинского гарнизона и защищавшие отдельные объекты, например, мосты, дороги.

Позже их стали возводить в виде отдельных укреплений, находящихся перед ограждением крепости. А затем в 19 – начале 20 века они стали составной частью фортовой крепости или же полевой укрепленной позиции.

Существовали форты как открытого, так и закрытого типа. Первые были различной конфигурации и площадью около пяти гектаров. Их приспосабливали к круговой обороне. По периметру возводили земляной вал, прикрытый рвами или прочими препятствиями. За валом располагались порядка 20-50 артиллерийских орудий.

Вторые возводились из камня, бетона или броневых конструкций, а также из других материалов. В начале 18 века они представляли собой многоярусные каменные башни, снабженные множеством орудий.

«Защита форта»

Это название одной из популярных компьютерных игр, которая, как и множество других, основана на сражениях. Это флэш-игра, суть которой заключается в следующем. Играющий выступает в роли солдата, который защищает свой форт.

На него постоянно наступает противник, которого нужно встречать достойным образом. Для этого имеется специальное оружие. За каждый из дней защиты личного форта начисляются деньги, на которые можно покупать новое оружие, являющееся более мощным. Чтобы победить в игре, необходимо удерживать форт в продолжение 19 дней.

Форт-Нокс

Это одна из военных баз США (по-английски Fort Knox), находящаяся в одноименном военном городке в штате Кентукки. Она охватывает площадь 440 кв. км. Форт-Нокс знаменит тем, что здесь находится хранилище золотых запасов. Оно является одним из наиболее защищенных в мире. Его гранитные стены покрыты слоем бетона, а входная дверь весит 22 тонны.

Источник

Значение слова «форт»

ФОРТ, -а, предл. о фо́рте, в форту́, мн. форты́, м. Отдельное укрепление открытого (полевого) или закрытого (долговременного) типа впереди крепостной ограды, а с конца 18 в. до начала 20 в. — составная часть системы крепостных сооружений или полевой укрепленной позиции. Кафры, после нападения на какой-нибудь форт или отряд, — исчезали в неприступных убежищах. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». На блестящей поверхности Финского залива там и здесь — виднелись клочья земли, — то были грозные форты, защищающие подступы к столице с моря. Новиков-Прибой, Цусима.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Форт (лат. fortis — крепкий, сильный) — большое [долговременное — закрытое или временное — полевое (открытое)] замкнутое укрепление, составная часть внешней линии оборонных сооружений фортеции (крепости с цитаделью — детинцем, кремлём, а также башнями-бастионами), и укреплённого района.

ФОРТ, а, м. [фр. fort от латин. fortis — сильный, крепкий] (воен.). Отдельное укрепление долговременного типа, входящее в систему крепостных сооружений; небольшая крепость. Кронштадтские форты. Ф. Красная Горка.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. военн. укрепление долговременного типа, входящее в систему крепостных сооружений; небольшая крепость ◆ Взяли четыре форта, но сегодня узнали, что турки отчаянно сопротивляются и даже отняли у нас обратно один редут, а главные укрепления в их руках. С. Д. Шереметев, Письма К. П. Победоносцеву, 1877 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вблизи у самой пристани, на мыске, каменный полукруглый форт, известный под названием Павловской батареи. К. М. Станюкович, «Севастопольский мальчик», Повесть из времени Крымской войны, 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прямоугольный, высеченный в скалах форт Джебель-Кебир с его неприступными казематами с крохотными окнами, забранными литыми решетками, с его глубоким рвом, со стенами, выложенными диким камнем, с огромным внутренним двором снова стал прибежищем русских военных. Вацлав Михальский, «Храм Согласия», 2008 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: стекание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Форт — это что значит?

Форт – это что такое? Как правило, данное слово ассоциируется с военным укреплением. Однако не все отличают его от крепости, тем не менее такое отличие существует, так как, по сути, форт является частью оборонительных сооружений, входящих в состав крепости или отстоящих от нее на некотором расстоянии. Подробнее о том, что это – форт, будет рассказано в статье.

Словарное толкование

Сначала посмотрим, что сказано об интересующем нас термине в толковом словаре. А также приведем примеры его употребления.

Вам будет интересно: Что такое организм? Определение жира в организме

Перед «фортом» в словаре стоит пометка «военный термин». Он обозначает либо небольшую крепость, либо укрепление, которое входит в систему крепостных сооружений и относится к долговременному типу.

Пример 1: «В письмах историка С. Д. Шереметева к правоведу К. П. Победоносцеву, написанных в 1877 году, есть строки о том, что в одном из сражений с турками было взято сразу четыре форта, однако они так отчаянно сопротивлялись, что один редут отвоевали обратно, а главные укрепления удержали в своих руках».

Пример 2: «В книге Вацлава Михальского «Храм Согласия», вышедшей в 2008 году, рассказывается о тунисском прямоугольном форте Джебель-Кебир, высеченном в скалах и имеющем такие особенности, как неприступные казематы с маленькими окошками и литыми решетками, глубокий ров, стены, выложенные диким камнем, огромный внутренний двор».

Для лучшего понимания того, что это – форт, рассмотрим синонимы и происхождение изучаемого слова.

Синонимы

Среди них находятся такие, как:

  • сооружение;
  • укрепление;
  • крепость;
  • равелин;
  • редут;
  • бастион;
  • шанец;
  • цитадель;
  • крепостца;
  • фортеция;
  • фортификация;
  • люнет;
  • эскарп;
  • контрэскарп.

Этимология

Согласно мнению ученых-этимологов, своими корнями слово «форт» уходит в латинский язык. Там существует прилагательное fortis, обозначающее «сильный, твердый, крепкий». От него в таких европейских языках, как немецкий, английский и французский, образовалось существительное fort, означающее крепость, твердыню. Некоторые исследователи считают, в русский язык оно пришло из немецкого, другие же полагают, что произошло заимствование из французского.

Общее понятие

В 17-18 веках фортами первоначально называли отдельные укрепления, состоявшие лишь из воинского гарнизона и защищавшие отдельные объекты, например, мосты, дороги.

Позже их стали возводить в виде отдельных укреплений, находящихся перед ограждением крепости. А затем в 19 – начале 20 века они стали составной частью фортовой крепости или же полевой укрепленной позиции.

Существовали форты как открытого, так и закрытого типа. Первые были различной конфигурации и площадью около пяти гектаров. Их приспосабливали к круговой обороне. По периметру возводили земляной вал, прикрытый рвами или прочими препятствиями. За валом располагались порядка 20-50 артиллерийских орудий.

Вторые возводились из камня, бетона или броневых конструкций, а также из других материалов. В начале 18 века они представляли собой многоярусные каменные башни, снабженные множеством орудий.

«Защита форта»

Это название одной из популярных компьютерных игр, которая, как и множество других, основана на сражениях. Это флэш-игра, суть которой заключается в следующем. Играющий выступает в роли солдата, который защищает свой форт.

На него постоянно наступает противник, которого нужно встречать достойным образом. Для этого имеется специальное оружие. За каждый из дней защиты личного форта начисляются деньги, на которые можно покупать новое оружие, являющееся более мощным. Чтобы победить в игре, необходимо удерживать форт в продолжение 19 дней.

Форт-Нокс

Это одна из военных баз США (по-английски Fort Knox), находящаяся в одноименном военном городке в штате Кентукки. Она охватывает площадь 440 кв. км. Форт-Нокс знаменит тем, что здесь находится хранилище золотых запасов. Оно является одним из наиболее защищенных в мире. Его гранитные стены покрыты слоем бетона, а входная дверь весит 22 тонны.

Источник

Словари

134 форте

1. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента.

2. Место в музыкальном произведении, требующее громкого, сильного звучания голоса или инструмента.

II нареч. качеств.-обстоят.

1. Громко, сильно, в полную силу голоса или звука.

2. Употребляется как несогласованное определение.

ФО́РТЕ [тэ] (итал. forte) (муз.).

1. нареч. Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкального, вокального произведения). «- Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жесткое лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас.» Чехов.

2. в знач. нескл. сущ., ср. Место в музыкальной пьесе, исполняемое с такой звучностью, или само такое исполнение. Пиано этому музыканту удается лучше, чем форте.

ФО́РТЕ [тэ ] (спец.).

1. нескл., ср. Полная сила музыкального звука. Большое ф.

2. нареч. Громко, в полную силу музыкального звука; противоп. пиано. Играть ф.

ФОРТЕ — нареч., итал., муз. сильно, громко, громче, ·противоп. пиано. Фортепиано (фортопиано) ср., нескл. и фортопианы мн. общеизвестное музыкальное орудие, с косточками для переборки пальцами. Фортепианный звук. Фортепианист, фортепианистка и пианист, музыкант на них. Фортопианщик, фортопианный мастер;

| настройщик. Форт муж. военное отдельное укрепленье, крепостца. Фортификация жен., франц. наука о военных укрепленьях; фортификационный, к сему относящийся

ФО́РТЕ [тэ]. [итал. forte] Муз.

I. нареч. Сильно, громко, в полную силу музыкального звука (об исполнении музыкальных произведений; противоп.: пиа́но). Петь ф. Играть ф.

II. неизм.; ср. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента; один из оттенков динамики в музыке. Потрясающее ф. // Место в музыкальном произведении, исполняемое таким образом. Трудное для исполнения ф.

фо́рте — см. Динамика в музыке.

ФОРТЕ — ФО́РТЕ, см. в ст. Динамика в музыке (см. ДИНАМИКА (в музыке)).

ФОРТЕ — см. в ст. Динамика в музыке.

Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкальных произведений); противоп. пиано.

— Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жирное лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас. Чехов, Певчие.

Место в музыкальном произведении, исполняемое таким образом, а также само такое исполнение.

У него [дирижера] были исключительные руки и глаза, которыми он почти гипнотизировал оркестр, то поднимая звучность до колоссального форте, то убирая ее до чудесного, мягкого, но полнозвучного пианиссимо. Похитонов, Из прошлого русской оперы.

фо́рте, неизм. и нескл., ср.

фо́рте [тэ], нареч.; нескл., с.

фо́рте. Произносится [фо́ртэ].

сущ., кол-во синонимов: 1

фо́рте, неизм. и нескл., с.

(ит. forte) муз. сильно, громко, в полную силу звука; обозначается лат. f ср. пиано).

— «f» в нотной грамоте.

— Играть громко, если это слово записано в нотах.

Ловкая проделка, неожиданная выходка.

ФО́РТЕЛЬ, фортеля, муж. (польск. fortel от нем. Vorteil) (разг. фам.). Ловкая проделка, прием, неожиданная выходка. «На какой бы фортель подняться?» Салтыков-Щедрин. «К чему же обман, к чему этот подлый, изменнический фортель?» Чехов.

ФО́РТЕЛЬ, -я, муж. (разг.). Ловкая проделка, неожиданная выходка. Выкинуть ф.

ФО́РТЕЛЬ [тэ], -я, (разг.) -я́; м. [польск. fortel] Разг. Ловкая проделка, неожиданная выходка. Выкинуть ф. За такие фортеля́ по головке не погладят! Комический ф. (сценический приём, трюк).

Ловкая проделка, прием, неожиданная выходка.

Ни один самый плохонький адвокат не начнет защитительную речь ни с «тем не менее», ни с «а дабы» —, но непременно какой-нибудь фортель да выкинет. Салтыков-Щедрин, За рубежом.

Я принялся смешить толпу различными ужимками, комическими фортелями, трюками эксцентрического порядка. Н. Черкасов, Записки советского актера.

фортель — секретный выгодный расчет; фокус, проделка

На фортель подняться

Ср. Земские сборы поступали туго. Были ли они действительно чересчур обременительны, или существовал тут какой-нибудь фортель — ресурсы управления оскудевали.

Салтыков. Мелочи жизни. 2, 2, 3.

Ср. Компромисс какой-нибудь сыскать — или, как по-русски зовется, фортель — это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам по нраву пришелся.

Салтыков. Сказки. Добродетели и Пороки.

Ср. Какую бы идею (в газете) начать проводить? на какой бы фортель подняться? — вот задача, которую предстояло решить. И не один фортель, а даже несколько таковых не худо найти. Как вы, например, насчет либерализма полагаете? а? хорошо? с Богом, начинайте-ка ряд статей.

Салтыков. Сборник. Похороны.

Ср. Vortheil (нем.) — выгода.

Выкидывать/ выкинуть фортель. Разг. Прибегать к неожиданным выходкам, уловкам, трюкам. БМС 1998, 596; ЗС 1996, 64; СПП, 77.

Фортель — неожиданная выходка. Термин Ф. первоначально употребляли только одесситы польского происхождения. Еще сто с гаком лет назад появился термин ФОРТЕЛЬ ВЫКИНУТЬ в качестве синонима таких выражений как устроить номер; сделать фокус; отмочить канкант и т.д.

Вот это был фортель, куда там Копперфильду. Гриша не накрывал большой тряпкой платформу с танками, но когда состав добрался до Афганистана, все сильно удивились как поредела дорогая техника, материализовавшаяся совсем в других горах.

Сеня Вол выкинул фортель, налетев на один и тот же банк утром и после обеда.

Почти восемьдесят лет назад отряд Красной Гвардии в своем первом сражении потерпел сокрушительное поражение от немцев. Впоследствии советская пропаганда выкинула такой фортель, который даже от нее нельзя было ожидать. Поражение Красной Гвардии 23 февраля 1918 объявили выдающейся победой, по поводу которой были защищены сотни докторских диссертаций, а 23 февраля праздновалось как День Вооруженных Сил. В настоящее время этот некогда государственный советский праздник продолжает отмечаться многими военными и белобилетниками на территории бывшего Советского Союза, а в некоторых странах он именуется Днем Защитников Отечества.

глупая, ненужная штука, которую некоторые постоянно выкидывают. По смыслу очень похоже на слово «коники» (см. КОНИКИ ВЫКИДЫВАТЬ).

фо́ртель, -я [не тэ]

фо́ртель, мн. фо́ртели, род. фо́ртелей. Не рекомендуется произношение [фо́ртэль].

фо́ртель, фо́ртели, фо́ртеля, фо́ртелей, фо́ртелю, фо́ртелям, фо́ртелем, фо́ртелями, фо́ртеле, фо́ртелях

сущ., кол-во синонимов: 13

Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где fortel «выгода» > «хитрость» < ср.-в.-нем. vorteil «аванс, выгода» (vor «перед», teil «часть»).

м. (напр., у Лескова), укр. фо́ртель. Через польск. fortyl, fortel «выгода, ухищрение, хитрость» из ср.-в.-н. vorteil «аванс, выгода, преимущество»; см. Брюкнер 126; Карлович 168.

При изучении истории значений слова необходимо учитывать не только акти вные и возможные фразеологические контексты его современного употребления, но и вникать в генезис, в процесс сложения фразеологических единиц и идиом, включающих в себя это слово. В застывших фразовых группах нередко сохраняются ясные следы первичных, давних значений слова.

Слово фортель в современном русском языке обозначает ловкую проделку, искусный прием, неожиданную выходку. Оно принадлежит к фамильярно-разговорному стилю и чаще всего употребляется в выражении — выкинуть фортель. Проф. И. А. Бодуэн де Куртенэ связывал распространение этого слова с актерским жаргоном: «В актерском жаргоне: сделать фортель. Если бы не фортель, который перед его смертью старается выкинуть редактор X». Слово фортель не было включено ни в один толковый словарь общерусского литературного языка до конца XIX в. В «Толковый словарь» В. И. Даля оно было внесено проф. И. А. Бодуэном де Куртенэ (так же, как произведенный от слова фортель актерский арготический глагол «Форте́ лить, делать фортели, выкидывать фортели. Варламов в пьесах Островского любит фортелить») (сл. Даля 1909, 4, с. 1151). Но слово фортель проникло в русский язык еще в XVII в. Оно восходит к польскому fortel, которое заимствовано из немецкого Vorteil — уловка. Фортель было техническим термином военного языка (Грот 1885, т. 1, с. 612, ср. также с. 567).

Fortel в значении `военная хитрость, уловка, военный прием’ вошло из польского языка в язык юго-западной Руси XVI-XVII вв. Например, в книге «Łabędž z piorami swemi z darami Boskiemi. », 1679 г. (русский перевод «Лебедь с перием своим, с дарами божиими): Христос. исписует приличности и вины, чего ради долговременно пребывает в свѣт ѣересь Махометова») изображаются между прочим: «Wypisuie fortele woienne, ktoremi Chrześćianie Machometanow y koždego nieprzyiaćiela swego na woynie zwyćięzyć mogą albo sie od nieprzyiaćiela obronićc» (в переводе: «описывается 45 фортелей, т. е. хитрых военных приемов, которыми побеждали прежде при невыгодных условиях, главным образом при неравенстве сил»; см. Орлов А. С. История об Азовском взятии. // РФВ, 1906, № 3-4, с. 70-71). В близком значении `прием, способ воинских движений, правило поведения в военном строю, правило военной выправки’, слово фортель продолжало употребляться и в русском военно-профессиональном языке XVIII в. В «Правилах обучения и наставления рекрут и рядовых Л-Гв. Конного полка» 1788 г. читаем: «И что с ними говорить и научать около ружья, аммуниции, говорить об экзерциции и об овалюции, как маршировать, о фортелях. Во время поворотов научать, дабы знал фортель (в) своем корпусе, есть ли скажут: «на право», «на лево» или «на право кругом», «на лево кругом» все темпы, а в поворотах освобождали б в коленях и в поджилках жилы; и повороты делали б так, чтобы корпусом не трогался. » (Русск. старина, 1915, № 3, с. 512, 513). Можно думать, что и слово выкинуть — выкидывать в этом фразеологически связанном значении «выкинуть фортель» (ср. выкинуть шутку и т. п.) возникло в военном языке и уже отсюда позднее перенесено в сферу эстрадного ремесла и искусства (ср. выкинуть колено, номер и т. п.).

Глагол выкидывать — выкинуть, кроме своих прямых свободных значений, параллельных употреблению синонимного слова выбрасывать, выбросить и значения `родить прежде времени, произвести выкидыш’, применяется в замкнутой серии разговорно-фамильярных выражений: выкидывать штуки — выкинуть штуку, выкидывать — выкинуть колено, коленца, выкинуть номер. (Ср. у А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»: «Фамусов: Ну выкинул ты штуку!». См. у А. Н. Островского в пьесе «Тяжелые дни»: «Теперича я так рад, что меня даже опасно одного оставлять-с, как бы я от радости какого-нибудь колена не выкинул»). Трудно сомневаться в том, что все эти выражения сложились на основе воинского выражения, появившегося в Петровское время. Выкидывать артикул — `производить воинские ружейные приемы’. Ср., например, названия книг, напечатанных в эпоху Петра Великого: «Артикул воинский купно с процессом надлежащий судящим» СПб., 1715 и «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту». М., 1710. См. у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке»: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле».

В военном языке XVIII — начале XIX в. употреблялось наряду с выкидывать артикул также выражение метать артикул.

Ср. у В. А. Жуковского в басне «Мартышка, показывающая китайские тени»:

. Как должно прусскому солдату,

Метать по слову артику́ л.

Но выражение выкидывать артикул (артикулы) было более употребительным и долговечным. Ср., например, у И. С. Тургенева в «Записках охотника» в очерке «Льгов»: «. начал выкидывать ружьем артикул-с, причем целился в меня».

Замечательно, что выкидывать артикулы, по-видимому, уже в XVIII в. получило и ироническое, переносное значение: «показывать какие-нибудь фокусы, ловкость, проворство, то же самое, что выкидывать штуки». Напр. у А. Н. Островского в пьесе «Бедность не порок»: «Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать». Таким образом, к военно-профессиональному же диалекту восходит и фразеологический оборот — выкинуть фортель. Первоначально это — термин военного языка. На его переосмысление, на широкое переносное применение его в значении: `прибегнуть к какому-нибудь ловкому трюку, к неожиданной выходке’ влияло изменение значений и употребления слова фортель. Из солдатского, из военного языка слово фортель проникает в общую разговорную речь в начале XVIII в. Оно постепенно приобретает общее значение `ловкий трюк, проделка, неожиданная выходка’. В драме И. И. Лажечникова «Горбун» (1829): «На такие дела нужно фортель в голове, да бесстрашие, да труд» (т. 8, с. 280).

Слово фортель очень знаменательно и активно в языке М. Е. Салтыкова-Щедрина, например, в «Мелочах жизни»: «К довершению всего земские сборы поступали туго. Были ли они действительно чересчур обременительны, или существовал тут какой-нибудь фортель — во всяком случае ресурсы управ оскудевали». Или в «Сказках»: «. компромисс какой-нибудь сыскать-или, как по-русски зовется, фортель- это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам бы по нраву пришелся».

Опубликовано в сборнике «Вопросы стилистики» (М., 1966) вместе со статьями «Подковырка», «Вертопрах и щелкопер» под общим названием «Из истории русских слов и выражений».

В архиве есть рукопись — 8 листков бумаги разного формата, озагла вленная «История слова фортель». Здесь печатается по оттиску, сверенному и уточненному по рукописи. — В. П.

ФОРТЕЛЬ [польск. fortel — способ, хитрость] — ловкая проделка, выходка.

— Ловкая проделка, неожиданная выходка.

Музыкант, играющий на фортепиано; пианист.

ФОРТЕПИАНИ́СТ и фортепьянист [тэ], фортепианиста, муж. (устар.). Музыкант, играющий на фортепиано, пианист. «Явился фортепианист, уже знакомый Аратову.» А.Тургенев.

фортепиани́ст, фортепиани́сты, фортепиани́ста, фортепиани́стов, фортепиани́сту, фортепиани́стам, фортепиани́стом, фортепиани́стами, фортепиани́сте, фортепиани́стах

сущ., кол-во синонимов: 5

м. устар. 1. Музыкант, играющий на фортепиано; пианист

сущ., кол-во синонимов: 3

— Дама, играющая на струнном ударно-клавишном музыкальном инструменте (устар., разг.).

1. соотн. с сущ. фортепиано, связанный с ним

2. Свойственный фортепиано, характерный для него.

3. Принадлежащий фортепиано.

4. Предназначенный для игры на фортепиано.

5. Исполняемый на фортепиано.

ФОРТЕПИА́ННЫЙ и фортепьянный [тэ], фортепианная, фортепианое. прил. к фортепиано. Фортепианная проволока. Фортепианная педаль.

|| прил., по знач. связанное с игрой на фортепиано. Фортепианная музыка. Фортепианная литература.

ФОРТЕПИА́НО [тэ], нескл. и ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

фортепиа́нный и фортепья́нный

прил., кол-во синонимов: 2

фортепиа́н/н/ый и фортепья́н/н/ый.

нескл. ср.; = фортепья́но

1. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука.

2. Общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов (рояль, пианино).

ФОРТЕПИА́НО и фортепьяно [тэ], нескл., ср. (франц. forte-piano от итал. pianoforte). Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука. «Съедутся домашние друзья потанцевать под фортепьяно.» Грибоедов. «Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепиано, романсы.» Л.Толстой. Рояль и пианино — современные разновидности фортепиано.

ФОРТЕПИА́НО [тэ ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

| прил. фортепианный, -ая, -ое и фортепьянный, -ая, -ое.

Струнный клавишно-ударный, молоточковый музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино.

Сколько раз она [Ольга] тронет то тот, то другой клавиш, чтоб узнать, не слишком ли высоко настроено фортепиано, или переложит ноты с одного места на другое! (Гонч.).

ФОРТЕПИА́НО, ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое-как, неумело). Расстроенное, старое ф. Концерты для ф. с оркестром.

Фортепиа́нный; Фортепья́нный, -ая, -ое. Ф-ые струны, клавиши. Ф-ая фабрика. Ф. мастер. Ф. вечер (концерт игры на фортепиано). Ф-ая музыка, пьеса (исполняемые на фортепиано). Ф. факультет (готовящий пианистов).

ФОРТЕПИАНО — широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени. Этот клавишно-струнный молоточковый инструмент существует в двух разновидностях (рояль и пианино). От главных своих предшественников — клавикорда и клавесина — отличается тем, что звук в нем извлекается ударом молоточка по струнам, в то время как в клавикорде металлический штифт, соединенный с клавишей, касается струны и делит ее на две части — звучащую и пассивную (этим определяется высота звука), а в клавесине звук извлекается щипком струны с помощью соединенного с клавишей перышка. Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т.е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между «тихо» и «громко». Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причем внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16-18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655-1732) во Флоренции построил «клавесин с тихим и громким звучанием» («cembalo col piano e forte»), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 и 1717) и, по-видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж. Мариусом в Париже и К. Г. Шретером в Дрездене. Немецкий мастер Г. Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори. Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780-е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по-видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И.Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А.Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда «янычарского» оркестра. Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732-1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль «forte» («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии. Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752-1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А.Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано — в виде пирамиды, лиры, жирафа, — но они вскоре вышли из употребления. С 1855, когда фирма «Стейнвей и сыновья» в Нью-Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 по 1930 было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши — пяти хроматическим тонам в каждой октаве. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль «sostenuto», которая поднимает демпферы только на тех струнах, клавиши которых нажаты; благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя. Разные типы механического фортепиано, изобретенные на пороге 20 в. и использовавшие картонные перфорированные круги (как в шарманках), делали возможными очень беглую игру и политональные эффекты, недоступные на обычном инструменте; эти преимущества, однако, исчезли в 1920-е годы с распространением радио и граммофона.

Бражникова М. Фортепиано. М., 1967 Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

ФОРТЕПИА́НО (от итал. forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных струнных муз. инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Благодаря сочетанию достоинств клавира с возможностью не только сопоставлять громкую и тихую звучность, но и передавать постепенные динамич. изменения, дифференцировать звучание голосов, Ф. с кон. 18 в. стало гл. инструментом европейски ориентированной муз. культуры.

В отличие от клавесина и органа, сила звука на Ф. зависит от силы нажатия клавиши. В момент нажатия сложный механизм приводит в движение молоточек, головка к-рого, обтянутая особым войлоком, фильцем, ударяет по хору струн (от одной или двух в басу до трех в среднем и верхнем регистрах для каждого звука), сразу отскакивая обратно, и отделяет от струны глушитель (демпфер), который позволяет ей звучать, пока клавиша нажата, и прекращает ее колебания, как только клавиша отпускается. Правая педаль освобождает от демпферов все струны, продлевая их звучание независимо от удержания клавиши и обогащая его обертонами резонирующих струн, что создает эффекты, недостижимые на др. инструментах (А. Г. Рубинштейн назвал эту педаль «душой» Ф.). Левая педаль на рояле сдвигает клавиатуру и механику вправо, и молоточек ударяет по двум струнам вместо трех (или одной вместо двух), что изменяет силу и тембр звука; третья педаль, если она есть, оставляет отделенными от струн демпфера лишь те клавиши, к-рые уже были нажаты. Чугунная рама выдерживает натяжение стальных струн (до 20 т). Дека из резонансной ели усиливает их колебания. Полная клавиатура насчитывает 88 клавиш (7 1 /4 октав), неполная — 85 (7 октав).

Ф. изобрел Бартоломео Кристофори, хранитель муз. инструментов при дворе Медичи во Флоренции (инструмент arpicembalo описан в 1700). В 1732 напечатаны 12 сонат Л. Джустини для Ф. И. С. Бах критиковал первые Ф. Зильбермана, немецкого последователя Кристофори, но одобрил более поздние, играл на них (1747), в 1749 даже содействовал их продаже. Ф., вероятно, регулярно использовалось в 1750-60-х гг. в придворных концертах Фридриха II в Берлине, где клавиристом был Ф. Э. Бах; в 1768 И. К. Бах впервые в Лондоне играл в концерте на Ф. соло (ранее, в 1763, Ф. звучало на концерте в Вене), причем использовал т. н. столообразное Ф. (изобретено в 1742), прямоугольной формой и механикой связанное с клавикордом и популярное до сер. 19 в. К кон. 18 в. Ф. вытеснило иные виды клавира — благодаря как улучшению конструкции (И. А. Штейн, И. А. Штрайхер, А. Бекерс и др.), так и утверждению нового муз. стиля в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Эволюция муз. культуры 19 в. (в т. ч. стр-во концертных залов) требовала усилить мощность звука. Толстые, перекрестно натянутые стальные струны, чугунные рамы, крупные молоточки и др. сделали современное Ф. еще более совершенным.

Первые объявления о продаже Ф. в Петербурге появляются в 1771. С этого времени Ф. — обязательный эл-т дворянского быта, салона, усадьбы. В кон. 18 — нач. 19 в. в обеих столицах работали десятки фортепианных мастеров. Вопросы фортепианной механики изучал (в 1780-1808) И. П. Кулибин. М. И. Глинка высоко ценил рояли А. И. Тишнера (1818-40-е гг.), А. С. Даргомыжский — К. Вирты (сер. 1820-х гг. — 1857). Хорошие Ф. изготавливал рус. мастер А. Нечаев. В 1810 в Петербурге открыл мастерскую, выросшую в первую в России фортепианную фабрику, Ф. Дидерихс, в 1818 — К. М. Шредер, в 1841 — Я. Беккер, в 1856 — Ф. Мюльбах. Рояли этих фирм (особенно «Беккер») не раз удостаивались высших наград на международных выставках; сами фабрики организовывали концерты, муз. конкурсы. В 1913 Россия произвела 13 500 Ф. (80% — Петербург, остальное — Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис и др.) при потребности в 22 000; остальное импортировалось (Германия производила ок. 120 тыс., США — 370 тыс. Ф. в год).

В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики «Я. Беккер» (с 1927 «Красный Октябрь») возобновлено произ-во, преимуществ, пианино, с использованием импортной, затем отечеств, механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика «Эстония». На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль «Красный Октябрь» завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.

В 1974 создан концертный рояль «Россия»; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.

Рус. фортепианная музыка — яркая глава мировой фортепианной лит-ры. Первые рус. композиторы-пианисты появились на рубеже 18-19 вв. (Л. С. Гурилев, Д. Н. Кашин, А. Д. Жилин). В творчестве многих рус. композиторов Ф. играло существенную (Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, О. С. Прокофьев) либо ведущую роль (Д. Фильд, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Рус. фортепианная школа со 2-й пол. 19 в. — одна из крупнейших в мире.

Лит.: Бражников М. В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицированиев Старом Петербурге. Л., 1984.

Сама ты, бля, фортепиано. Жарг. муз. Шутл. Соната для фортепиано. БСРЖ, 630.

Источник

Оцените статью