Что значит имя самсона вырина

Учебно-исследовательская работа «Значение имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина»

В исследовательской работе анализируется происхождение имен героев пушкинского цикла «Повести Белкина»

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская работа, посвященная анализу имен героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина 131 КБ

Предварительный просмотр:

Городская исследовательская конференция младших школьников

«Шаг в будущее, юниор!»

«Значение имен героев в «Повестях Белкина»

Автор : Петрова Ирина

учитель русского языка и литературы,

I. Введение 3 стр

II. Основная часть

III. Исследовательская часть. Словарь имен 10 стр

IV. Заключение 15 стр V. Список литературы 16 стр.

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Когда человек появляется на свет, то первые дни он еще не имеет имени, поскольку обычно родители выбирают его не сразу. Но этот человечек уже имеет нарицательное имя: его называют мальчиком или девочкой, новорожденным, младенцем. И только чуть позже у него появляется собственное, «персональное имя; Олег или Сергей, Нина или Татьяна. Происхождение и значение личных имен интересует каждого человека. Так было всегда. У А.С. Пушкина есть стихотворение:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

Поэта, как многих из нас, волновала загадочность и таинственность имени. Знакомясь с циклом «Повестей Белкина», я натолкнулась на необычное имя — Сильвио, так зовут главного героя в повести «Выстрел», которая открывает прозаический цикл Пушкина. Почему поэт дал такое необычное имя своему герою? Что оно обозначает? Какое значение придавал А.С. Пушкин имени вообще? И придавал ли? Так родилась тема моего исследования: «Значение имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина».

Целью моей работы является создание словаря имен героев, которые встречаются в «Повестях Белкина».

  • Сделать выборку имен всех героев данного цикла;
  • Познакомиться с историей их имен, используя антропонимическую литературу.
  • Сопроводить статьи словаря этимологической справкой.
  • Проанализировать значение имени героя.

Я считаю, что результаты моего исследования будут полезны школьникам, учителям, читателям, которые любят творчеству А.С. Пушкина, воспользоваться материалом работы могут школьники в подготовке к урокам литературы.

  1. Основная часть. Значение имени в жизни человека.

Имя человека – самый сладостный для него звук .

Русская народная пословица.

Власть имен над судьбой человека, загадочную и необъяснимую заметили еще древние. В России вплоть до XVII века родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов. Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.

Собственными именами занимается ономастика (греч. «имя»), а один из ее разделов, антропонимика (греч. «человек») изучает человеческие имена. Русская антропонимическая система пятиэлементная и включает в себя три обязательных (имя, отчество, фамилия) и два факультативных элемента: прозвище и псевдоним.

До Крещения Руси (988 г.) наши предки носили имена, напоминающие современные прозвища. Родители наделяли ребенка именем, которое отражало его внешние черты: Бел, Голован, Воронец, Ушак, Розногдяд; характер: Крикун, Бессон, Смирный, Веселой ; особенности появления: Первенец, Третьяк, Шестой, Подосен ; передавало родительские чувства: Любим, Потеха, Докука, Томило .

С давших пор существовала и тенденция закрепления с помощью имени социального статуса носителя. Так, русские князья носили специальные княжеские имена. Часть этих имен скандинавского происхождения: Аскольд, Глеб, Игорь, Олег, Ольга. [1] Другие княжеские имена были созданы из славянских корней; особенностью их была двухосновность: Володимир, Мстислав, Святополк, Ярослав .

После принятия христианства на Руси дети при крещении стали получать канонические (канон — церковное установление) имена, по своему происхождению древнееврейские ( Иоанн, Мария, Михаил, Серафим, Семен ), греческие ( Анастасия, Александр, Никифор, Прохор, Татьяна, Харитон ), реже – латинские ( Сергей, Ульяна ).

Канонические имена называют также календарными, поскольку святцы (церковные календари) содержат список святых и праздников в календарном порядке. В соответствии с этим списком и получал имя ребенок, родившийся в определенный день.

Неславянские имена изменялись в русском просторечии, приспосабливаясь к фонетической системе языка. Так, греческое Георгий содержало несвойственные русскому языку ГЕ и ГИ, а также сочетания двух гласных ЕО. В результате оно превратилось в Егорий, а затем в Егор. Это же имя прошло трансформацию в Георгий→Гюргий→Юрий . [2] Народные имена так разошлись с подлинниками, что сами носители воспринимают их как разные имена. Одни имена закрепились за крестьянами, простонародьем, другие употреблялись в дворянской семье. Бытовали и династические имена, которыми наделяли детей, родившихся в царской семье: Николай, Сергей, Константин, Анна, Анастасия и др.

Русский исследователь С. Р. Минцлов писал в начале нашего века о поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени. В небольшой книге «Власть имен», анализируя имена выдающихся личностей прошлого, пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в своем большинстве — люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Павел Флоренский, выдающийся русский ученый и философ, посвятил изучению связи имен с характером специальный труд — «Имена». [3] «Я не взялся бы утверждать, что имена не оказывают никакого влияния на судьбу,— пишет он.— Имя — тончайшая плоть, посредством которого определяется духовная сущность».

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может влиять на его характер. [4]

Социальная теория . С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай. Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темпераменте человека. Социальность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам, и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными формами поведения, чертами характера, отношением к окружающей действительности и т. п.

Эмоциональная теория . Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть.

Звуковая теория . Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена — разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. Имя является постоянным атрибутом в жизни человека, изменяемым крайне редко и лишь в определенных случаях. Следовательно, имя просто не может не влиять на характер человека. Имя не меняет нашу личность, но добавляет отдельные ярко выраженные черты. Они и придают характеру, соответствующую конкретному имени, окраску.

Каждое имя что-то значит. Для удобства человечество отказалось от уникальности первых имен «Острый Глаз», «Утренняя Заря». Однако все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Например, не прочитав в справочнике, что Алексей — это «защитник», а Петр — «камень», мы вряд ли об этом догадаемся. Некоторые имена обозначают именно то, что обозначает — Вера, Виктория, Света.

На Руси у человека было два имени одно — ложное, для всех, и другое — тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Очень многие неблагозвучные, сердитые и обидные имена на самом деле были словесными талисманами: они защищали своего носителя от враждебных таинственных сил. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. У Арсения Тарковского в стихотворении “Имена” есть такие строчки:

И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано.

Анализ имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина

Имена у Пушкина — орудие познания его героев. В начальной повести цикла «Выстрел» только один из главных героев назван по имени, к тому же необычному для русского человека — Сильвио. Все остальные герои — в том числе и граф — безымянны. Наверно, это не случайно. Имя героя — как единственное (кроме имени жены графа) в повести — должно привлечь наше внимание. Дорога Маши и Владимира в Жадрино сопровождается метелью. Когда о том же рассказывает годы спустя Бурмин, с его языка срывается слово буря , только дважды упомянутое в повести. Пушкин дает нам подсказку: метель — буря — Бур(м)ин [5] . С одной стороны, это — буря жизни, страстей, энергии, геройства, инициативы — у Бурмина. А с другой — игра в жизнь, геройство и страсти — у Владимира. С одной стороны, бедный армейский прапорщик; с другой — гусарский полковник. Владимир идет на Отечественную войну не для защиты отечества, а — гонимый отчаянием: не удалось венчание; «умер в Москве, накануне вступления французов» — Бурмин возвращается с войны настоящим героем с Георгием в петлице.

Фамилия героя повести «Гробовщик» происходит от имени Prohor, что в переводе с латинского означает: начальник хора. На протяжении всей повести Адриан угрюм и одинок — даже на свадебном юбилее нового соседа Шульца. Убедившись, что ночные кошмары были только сном, он велит собрать свой маленький хор: зовет дочерей к чаю. Адриан (Hadrianus) — римский император. На границах империи он создал систему мощных укреплений и оборонительных валов. Новый дом Адриана — своеобразная крепость. Адриан Прохоров был первым героем цикла, имеющим имя и фамилию. Самсон Вырин — вторым. Но ни того, ни другого нельзя назвать стопроцентными русскими по их именам и фамилиям. Русские имена, отчества и фамилии будут иметь только герои последней повести цикла.

Имя Самсона Вырина в библейской мифологии обозначает древнееврейского богатыря, обладавшего «необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Подобно библейскому Самсону герой слеп, но в отличие от него — никогда не прозревает и уж никак не богатырь, даже духовно. Приехав в Петербург и найдя свою дочь, он смотрит на нее в восхищении и не видит. Имя героини «Станционного смотрителя» восходит к греческому evdokia, что обозначает «успех», «доброта», «добрая воля». Можно с полной уверенностью сказать, что первое толкование имени Дуни («успех») полностью соответствует героине. Своим успехом она обязана прежде всего самой себе.

Все герои последней повести цикла «Барышня-крестьянка» названы полными именами, отчествами и фамилиями, а у героини даже три имени. Фамилии молодых героев родственны семантически: обе имеют отношения к лесу, деревьям. Муромская ассоциируется с муромскими лесами. Береста — кора березы. Но муромские хвойные леса — не береза. Лиза Муромская, она же Бетси, она же Акулина, она же — талантливый режиссер и прекрасный актер великолепного спектакля, ею поставленного и сыгранного. И молодой Берестов в повести не только восхищенный зритель этого захватывающего спектакля, но и чистый лист бумаги, на котором Лиза-Бетси-Акулина пишет то, что ей надо.

Источник

Самсон Вырин

История персонажа

Произведения, объединенные под названием «Повести Белкина», созданы Александром Сергеевичем Пушкиным. В сочинениях писателя демонстрируются типичные для его эпохи образы, чьи черты трогают читателя и задевают тончайшие струны души. Самсон Вырин – герой повести «Станционный смотритель». Это простой человек с большим сердцем и узким мировоззрением, которого становится жаль и как человека со сложной биографией, и как представителя простого народа, которому нелегко было жить в царской России.

История создания

Осень 1830 года в биографии Пушкина получила название Болдинской. За 11 дней поэт создал прозаические произведения, которые объединил в знаменитые «Повести Белкина». Пять повестей, пересказанных вымышленному персонажу, знакомили публику с незатейливыми историями из жизни простолюдинов и рассказывали историю современной России.

О трагедии станционного смотрителя Самсона Вырина Белкину рассказал титулярный советник, чье имя не указано в повествовании. Рассказчик размышлял об отношении к подобным героям, которые остаются незаметными всю жизнь. Каждый проезжающий мимо барин волен решить судьбу этого мелкого чина. Станционные смотрители постоянно терпят брань и издевки, укоры и обвинения, оставаясь неспособными защититься.

Главная мысль Пушкина, транслируемая в этом произведении, и заключалась в том, насколько тяжело положение тех, кто не обременен властью и чином в России.

Повесть «Станционный смотритель»

Характеристика жизни Самсона Вырина показывает, что он ничем не отличался от представителей своего ранга. Как и другие станционные смотрители, он терпел оскорбления и нахальство со стороны приезжих, чтобы содержать семью. Главной гордостью Вырина была дочь Дуня. Самостоятельная помощница оказалась настоящим подспорьем в жизни мужчины.

Вырин был коллежским чиновником четырнадцатого класса, считавшегося низшим. Служа на станции, он записывал данные проезжающих и менял уставших лошадей. Его труд был тяжелым и неблагодарным. Герой прожил жизнь ради дочери и, когда она сбежала к лучшим условиям с проезжим офицером, потерял веру в будущее. Он стал пить, потерял интерес к жизни и работе. Дочь была тем огнем, что освещал сложное существование одинокого мужчины.

Акакий Башмачкин

Подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину, герою повести Гоголя «Шинель», он не видит счастливого существования в отсутствии смысла жизни и не понимает, для чего выполнять привычные дела и сохранять прежний уклад. Вырину больно осознавать происходящее, и только пунш ослабляет душевные терзания. Он такой же маленький человек, счастье которого составляют мелочи.

Пушкин ловко описывает изменения в герое посредством описания окружающей действительности. В первую встречу Белкина со смотрителем заметно, что на станции чисто и опрятно, веет уютом и приятной обстановкой. Все это благодаря Дуне. После ее отъезда любящий отец запустил дом. Из него исчезли цветы, а спать Вырин теперь ложится, накрываясь шинелью.

Внешность Самсона Вырина (кадр из фильма)

Подвыпив, Вырин делится горем с Белкиным, рассказывая про побег дочери с Минским. Офицера он выставляет как человека подлого, и это подтверждается в доме Минского, где гусар живет с Дуней. Не получив ответ на письмо Дуне, отец отправился в Петербург, чтобы посмотреть, как живет дочь. Девушка купается в дорогих подарках, но не вышла замуж, а значит, стала любовницей. Встретив отца, избранница офицера падает в обморок то ли от стыда, то ли от всплеска чувств. Позднее Минский предложил Вырину ассигнации, чтобы сгладить обстановку и откупиться. Тот было отказался от них, но дал слабину и вернулся за деньгами.

Третья встреча Белкина со станционным смотрителем не состоялась – на станции больше не с кем поговорить, одинокая старость свела Вырина в могилу, он умер от тоски по дочери. Поступки близкого человека оказались невыносимыми для героя, потерявшего цель в жизни. Дуня поняла свою ошибку слишком поздно. Лишь став матерью, она оценила степень родительских чувств.

Дуня (кадр из фильма)

Вырин терпел жизненные перипетии ради благополучия Дуни. Тихий и мирный, он – пример «маленького человека», ведущего скромную и неприхотливую жизнь. Проводя анализ значения имени героя, литературоведы отмечают его имя. Оно принадлежало еврейскому богатырю, а значит, персонаж обладал большой силой. Фамилия станционного смотрителя созвучна станции Выра, мимо которой неоднократно проезжал Пушкин. Так персонаж совмещал в себе простоту и силу духа, которая помогала растить дочь и терпеть нападки судьбы.

«Маленький человек» в понимании Пушкина – это не описание социального статуса, а характеристика состояния души, присущее людям определенного склада. Жизнь таких персонажей невыносима, а ее финал трагичен.

Экранизации

Простое и понятное произведение Пушкина не раз вдохновляло кинорежиссеров. Первое появление фильма по мотивам повести «Станционный смотритель» состоялось в 1918 году благодаря режиссеру Александру Ивановскому. Главную роль в нем исполнил Поликарп Павлов.

Николай Пастухов в роли Самсона Вырина

Следующая экранизация вышла в 1925 году под названием «Коллежский регистратор». Ее поставили Юрий Желябужский и Иван Москвин. Последний выступил в кадре в образе главного героя – Самсона Вырина.

К творчеству Пушкина обращались и зарубежные режиссеры. Режиссер Густав Учицки снял ленту «Станционный смотритель» в 1940 году, представив Генриха Георге в образе простого российского служащего. Йозеф фон Баки снял ленту под названием «Дуня» в 1955 году с Вальтером Рихтером в роли станционного смотрителя.

В 1972 году свет увидела кинокартина Сергея Соловьева с Николаем Пастуховым в главной роли.

Цитаты

«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! . я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Источник

Читайте также:  Что значит this is cool
Оцените статью
  1. Значение имени в жизни человека.
  1. Анализ имен героев в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина